НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ПРОВЕЛА ДЕНЬ ФАКУЛЬТЕТА В УЧЕБНЫХ КОРПУСАХ ЕНУ

  С 21 по 28 октября текущего года научная библиотека провела выездную информационно-образовательную программу День факультета. Для удобства  участия  в мероприятии  оно было организовано  непосредственно в   учебных корпусах университета. В этом году День факультета прошел в рамках  Международной  Недели открытого доступа, которая  проводится   ежегодно  мировым научным сообществом  с 2008 года (http://www.openaccessweek.org).

     Справка:  Модель Open Access получила свое развитие в США как  реакция на высокие подписные цены научных журналов. Была и другая причина — объективная необходимость в оперативном обмене научными знаниями. Термин был закреплён в 2002 году Будапештской декларацией, который является  первым международным соглашением в сфере открытого доступа. Согласно основным  положениям Будапештской декларации каждое высшее учебное заведение: должно иметь репозиторий открытого доступа; должно проводить политику, обеспечивающую размещение рецензируемых версий всех будущих научных статей (препринтов) профессорско-преподавательского состава в репозитории; должно обеспечить  размещение дипломных работ и диссертаций в репозитории университета. Политика размещения должна предусматривать исключения в соответствии с действующим авторским правом. А также  использовать размещение в репозитории открытого доступа научных публикаций  при продвижении по службе, присуждении ученых званий, или проведении других форм внутренней оценки и анализа обучающихся и профессорско-преподавательского состава. Лицензия Creative Commons или его эквивалент рекомендуется в качестве оптимальной лицензии для депонирования.

    Участники  Дня факультета  имели возможность расширить свои знания о Движении Открытого доступа,  а также видах, особенностях и  преимуществах открытого доступа к научным публикациям. Был представлен обзор  платформ открытого доступа в виде  агрегаторов  и репозиторий. Среди участников мероприятия  проведен опрос «Открытый доступ к научным публикациям: Ваше мнение». Большинство респондентов в своих ответах поддерживают движение за открытый доступ к научным публикациям, выражают  готовность размещать свои труды в репозиториях открытого доступа при соблюдении сохранении авторского права.  Особый интерес у  преподавателей, докторантов и магистрантов вызвала консультация  о   правилах публикации научных статей в таких базах данных, как: Web of Science, Scopus, Springer и  Wiley. С целью продвижения электронных ресурсов была предложена консультация  «Возможности платформ подписных ЭБС и БД для образовательной и исследовательской деятельности».  Консультация   по использованию модуля «Электронная библиотека» (АИБС «МегаПро») по работе с электронным каталогом и цифровым контентом научной библиотеки дала возможность ознакомиться с новым инструментом библиотечно-информационной поддержки в учебно-образовательной и научно-исследовательской деятельности университета. Предметные библиотекари-кураторы каждого факультета подготовили виртуальные выставки научной и учебной литературы, периодических изданий  по образовательным  дисциплинам, поступившие в фонд библиотеки в 2018-2019 учебном году.  Выставка — просмотр  49 учебников, изданных в рамках проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» вызвала особый интерес у студентов и преподавателей. Отметим, что новые учебники представлены в достаточном количестве и доступны в читальных залах и абонементах библиотеки.

        В мероприятии приняли участие более 600 участников. Организаторы мероприятия отметили возросший уровень информационной компетенции ППС, что позволяет им эффективно использовать возможности электронных ресурсов в своей повседневной деятельности. Докторанты и магистранты  высоко оценили возможность доступа к авторитетным базам данных и намерены активно использовать при написании своих научных работ и проведений исследований. По мнению организаторов,   День факультета содействовал  укреплению взаимодействия библиотеки с кафедрами факультетов и продвижению ресурсов и услуг в университетском сообществе.